mike_y74 (mike_y74) wrote,
mike_y74
mike_y74

Category:

Судоходство на Урале, ч.I, г. Екатеринбург



Открываю серию постов про водный транспорт на Урале и в ближайших сопредельных регионах. Думаю, что сделаю обзоры по Свердловской, Челябинской, Курганской, Тюменской, Оренбургской обл., Башкортостану, Пермскому краю. Потом надеюсь осилить и ХМАО / ЯНАО - в этих регионах водный транспорт на Оби и ее притоках очень развит и востребован, сеть маршрутов большая, и описание их будет очень объемным.

В основном буду писать про современное состояние - транспортные пассажирские линии, паромы, прогулочный, круизный флот. По минимуму - про грузовой. Про маломерный флот - только в некоторых случаях, когда он работает как транспорт общего пользования. Историю водных сообщений - в разумных рамках тоже затрону - лет так до 100-150 ). Про совсем древние времена думаю писать смысла нет. Как бы понятно, что со времен Ермака на Урале и в Сибири реки были важнейшими путями сообщения. Сплав барок с железом по Чусовой и другим рекам до начала XX века, думаю, тоже совсем отдельная тема.
Все сведения - из открытых источников в сети, изучать архивы мне, увы, некогда. Поэтому на полноту и стопроцентную достоверность не претендую. Уточнения и дополнения всячески приветствую.

Итак, начну со Свердловской области и города Екатеринбурга.



Как всем известно, в областном центре четыре более менее крупных водоема: озеро Шарташ, Верх-Исетский, Нижне-Исетский и Городской пруды на Исети.


Верх-Исетский пруд

В этом посте я уже упоминал, что до революции здесь ходил небольшой колесный пароход-буксир "Работник", построенный в 1890 г в Екатеринбурге же, на заводе Ятеса. Он перевозил баржи с мраморизованным известняком из Оброшино на Верх-Исетский завод (примерно 9 км).



В начале XX века появились еще пароходы "Любезный" и "Лебедь" (источник - https://nashural.ru/mesta/sverdlovskaya-oblast/grafskaya-pristan-i-verh-isetskiy-prud/).
Фото "Работника" из того же источника.





В Оброшино осталась насыпь от пристани, которую можно наблюдать и сейчас:



Согласно тому же источнику (https://nashural.ru) в дальнейшем пароход "Работник" возил пассажиров до Оброшино и Палкино (последнее по-моему сомнительно, там водохранилище уже заканчивается, и глубина меньше).

В 1940х по пруду ходил 30-сильный катер "Комсомолка", возил и пассажиров, и баржи с известняком (подробнее). Спасибо за ссылку zhulanovsky_nyr

По информации с форума tr.ru, в более позднее время в Оброшино ходил водометный катер (http://forum.tr.ru/read.php?12,131238 - а тему-то я создал, аж 15 лет назад!). Потом эти рейсы запретили из экологических соображений, тем более что ВИЗ-пруд на тот момент являлся одним из источников водоснабжения города (сейчас как я понимаю, резервный источник). Никаких других упоминаний про этот катер я не нашел. Там писали, что на тот момент этот катер стоял на берегу у водной станции (опять же не обнаружил).

По сведениям от alexey_marov, в 1961 на Верх-Исетский пруд был передан теплоход проекта 222 (возможно он и ходил в Оброшино). В 1990х на пруд перевезли "Зарю" с озера Таватуй. Были ли регулярные рейсы на ней, неизвестно.



Ну а сейчас никаких транспортных и прогулочных линий на пруду нет. Ходят красавицы-яхты, небольшие катера от яхтклуба, наверно при желании можно сторговаться с их хозяевами и прокатиться.



И еще есть лодочная станция на северо-западном берегу.



Озеро Шарташ

С 1955 году на озере ходили речные трамвайчики - по маршруту Дом отдыха – пос. Пески (ресторан "Шарташ") – пос. Изоплит - по информации от моих друзей zhulanovsky_nyr (Подробный пост про катера, и даже гидросамолеты на Шарташе).



Ходили два водометных катера - "Ермак" и "Варяг". Причем сначала эти катера были в ведомстве... трамвайно-троллейбусного управления.

Фото катера "Ермак", В.Ф. Филиппов, 1955 г.



Еще фото.



(источник)

И еще.



(источник)

Остатки пирса для этих катеров, у поселка Изоплит (2007).



Далее, в 1970х ходил прогулочный теплоход "Спутник" от пристани на юго-западном берегу. Вроде бы он выполнял чисто прогулочный рейс, к другим причалам не подходил. Работал до 1975 года.



(источник)

Было также прогулочное судно "Родина", скорее всего проекта 222, как и "Спутник". (об этом проекте). Причем ранее эти суда работали на реке Тавде.



(источник)

Очередь в кассу за билетиком на водную прогулку.



(источник)

С 1975 года на Шарташе работало судно на воздушной подушке "Зарница-9".



(источник. Но фото по-моему не с Шарташа)

Затем в 1982 году решением горисполкома эксплуатацию теплоходов на Шарташе запретили.

Но по некоторым сведениям до 1986 в северной части озера ходила прогулочная баржа "Веранда" с катером-толкачом. (источник)

И в прошлом году один предприниматель привез теплоход на Шарташ, восстановил его. Но пока он используется исключительно как кафе, разрешение на выход на озеро ему не дают.
https://www.e1.ru/news/spool/news_id-54436651.html


(источник)



Городской пруд

Находится в самом центре Екатеринбурга, собственно с Плотинки город и начинался. И самых старых времен здесь катаются на лодках и прочих посудинах.
В последние года 3 ходит прогулочный катер, человек на 10, на нем летом можно прокатиться, рублей за 300-400.

Вот такой:


(источник)

Маршрут в 2017 г - от Плотинки до Макаровского моста, чуть выше - и обратно.



После экскурсии некоторые пассажиры говорили, что даже не знали, что Городской пруд тянется так далеко :)

Потом из-за реконструкции моста маршрут сократили - под мостом сейчас пройти возможности нет.

На транспортном форуме (ссылка выше) упоминали, что некогда еще ходила моторка от Плотинки в микрорайон Заречный.

Ну и надо упомнить еще кафе "Кораблик". Это конечно ни коим образом не водный транспорт, но оно было стилизовано под теплоход, и стояло лет 10 у набережной Рабочей Молодежи, где то с начала 2000х.


(источник)
Вход с берега был по трапу, как положено.


(источник)

С этим кафе произошла курьезная история в 2003 году. Там в день города устроили бесплатную дегустацию тортов, в результате туда набилось до фига народу, кафе накренилось, и начало потихоньку идти ко дну. Но вроде обошлось - все выбежали, правда торт наверное не все попробовали )
И окончательно кафе затонуло в 2013 г. А жалко...


Нижне-Исетский пруд

Про него информации меньше всего. Единственное, нашел, что в 1950х там ходил катер "Комсомолка", человек на 20... Откуда и куда - неизвестно. (источник). Сейчас этот пруд сильно загрязнен, и желания кататься даже на обычной лодке там как-то ну совсем нет.

Продолжение следует. В следующем посте - про водный транспорт в Свердловской области за пределами областного центра.
Tags: Верх-Исетский пруд, Городской пруд, Екатеринбург, Свердловская область, Шарташ, водный транспорт, водный транспорт на Урале, река Исеть
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments